Требования к узлам учета тепловой энергии

Ввод узла учета тепловой энергии и теплоносителя установленного у потребителя, осуществляется согласно законодательства РФ а именно: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя”

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета.

Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии ПРОЕКТ УЗЛА УЧЕТА , согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, а так же ПАСПОРТ узла учета или проект ПАСПОРТА , который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением — 7 суток).

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:

а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;

б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;

в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;

г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

Проект узла учета содержит:

а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

б) план подключения потребителя к тепловой сети;

в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);

ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;

з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;

и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;

к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) — таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;

л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;

м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;

н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Спускные устройства (спускники) предусматриваются:

а) на подающем трубопроводе — после первичного преобразователя расхода теплоносителя;

б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе — до первичного преобразователя расхода теплоносителя.

Электронные приборы рекомендуется монтировать в отдельном щите, защищенном от постороннего вмешательства.

В комплекте оборудования предусматриваются монтажные вставки для замещения первичных преобразователей расхода теплоносителя и расходомеров.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.

Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией. Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Читайте также:  Наряды из платков своими руками

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в вышеуказанном порядке.

Обращаем Ваше внимание на то, что комиссия для очередной проверки готовности узла учета к эксплуатации создаетсяСОБСТВЕННИКОМ и в случае отсутствия акта периодической проверки, начисления за потребленную тепловую энергию будут выполнятся РАСЧЕТНЫМ СПОСОБОМ согласно законодательства РФ.

Согласно законодательства РФ в отношении объектов теплопотребления не оснащенным узлами учета тепловой энергии с 1.01.2019г. в расчетах будет применяться повышающий коэффициент 1,1.

Статьи по теме

Правила коммерческого учета тепла в МКД за последние 5 лет существенно изменились. В многоквартирных домах повсеместно устанавливаются общедомовые теплосчетчики, что меняет условия начисления оплаты. В статье рассмотрены актуальные требования к учету теплоснабжения, которые необходимо знать представителям управляющих организаций, детально изучены положения ключевого нормативного акта – ПП РФ № 1034 от 18.11.2013, а также требования к ведению журнала учета тепла.

18 ноября 2013 года было издано правительственное постановление № 1034, которым введены Правила коммерческого учета тепловой энергии. Этим нормативным актом закрепляются основные подходы и требования к тому, как организуется учет энергоресурсов. У постановления несколько целей:

  • проведение расчетов за поставляющиеся энергоресурсы;
  • отслеживание рабочих параметров системы теплоснабжения;
  • рациональное расходование энергетических ресурсов при снабжении потребителей теплом.

Общие положения и цели

ПП РФ № 1034 от 18.11.2013 определило следующие моменты:

  • как организуется коммерческий учет энергетических ресурсов с помощью ПУ;
  • какие требования предъявляются к такому коммерческому учету;
  • как определяется объем поставленных энергоресурсов для коммерческого учета.

До появления введенных постановлением Правил основными руководящими нормативными актами были:

Согласно этим законам поставляемый теплоноситель оплачивается на основе коммерческого учета. Начисления выполняются по показаниям специальных счетчиков.

Заработавшие в 2013 году правила коммерческого учета тепла через три года были дополнены новыми положениями. В актуальном виде они определяют несколько важных моментов:

  • требования к счетчикам тепловой энергии;
  • характеристики, которые требуется измерять. Эти показатели позволяют контролировать качество обслуживания;
  • порядок расчета объема поставленного тепла;
  • особенности распределения потерь тепловой энергии при отсутствии счетчиков на границах соседних теплосетей.

У обновленных Правил четыре основные цели.

  1. Корректные расчеты между ресурсоснабжающими организациями и получателями тепла.
  2. Контроль работы подающих систем и потребляющих установок.
  3. Надзор за рациональным использование сырья.
  4. Документирование рабочих параметров оборудования. Сюда относятся основные характеристики теплоносителя: температура, давление, масса и объем.

Правила организации коммерческого учета тепловой энергии

Применение правил коммерческого учета из ПП РФ № 1034 возможно только при использовании специальных приборов учета. Монтируются они в точках, находящихся на границе балансовой принадлежности коммуникаций. Эти участки могут быть другими, если такие условия предусматриваются договором на поставку энергоресурсов, снабжение теплоносителем или его передачу.

В правительственном постановлении указывается, какие приборы учета должны быть установлены у потребителей. Ресурсоснабжающие организации не имеют права требовать монтажа каких-то дополнительных устройств.

Узел коммерческого учета тепла вводится в работу и эксплуатируется в следующей последовательности:

  • получаются технические условия;
  • проектируются и устанавливаются приборы учета;
  • узел вводится в эксплуатацию;
  • приборы выполняют свои функции. Один из ключевых моментов эксплуатации этих устройств заключается в регулярном снятии показаний с них;
  • по плану и технической необходимости проводится поверка счетчиков, их ремонт и замена.

При размещении узлов в местах, наиболее близких к границам балансовой принадлежности, учитываются реальные условия на объекте. Подготовка техусловий, пломбировка приборов и их ввод в работу не требуют взимания оплаты с потребителей. На источниках счетчики ставятся на всех выводах сети.

В Правилах коммерческого учета тепловой энергии установлен порядок того, как собираются сведения со счетчиков. Ряд показаний считается обязательным. Сюда относится:

  • объем тепловой энергии в составе теплоносителя, которая транспортируется, получается и поставляется;
  • количество нарушений в работе устройств и их продолжительность;
  • прочие сведения, прописанные в технической документации и отображающиеся на ПУ.

По правилам перечисленные показатели собирают потребители или обслуживающие организации. Иной порядок их сбора может быть прописан в договоре между указанными сторонами.

В ПП РФ № 1034 указано, что показания приборов снимаются 1-го числа и предоставляются ресурсоснабжающим организациям не позже 2-го дня следующего месяца. Исключение составляют случаи, когда в законодательстве определены иные сроки.

У РСО есть право требовать предоставления текущих показаний. На их раскрытие ответственной стороне дается два рабочих дня с момента получения такого запроса. Сведения отправляются любым способом, позволяющим подтвердить их получение. Распространенным вариантом является электронная почта.

Ресурсоснабжающая организация регулярно проверяет узлы коммерческого учета тепла – правила наделяют ее такой возможностью. Если в показаниях счетчиков и переданных потребителями или обслуживающей организацией цифрах обнаруживаются расхождения, то составляется акт сверки. Он подписывается представителями обеих сторон. Для этого не обязательно соглашаться с содержанием документа.

Читайте также:  Коптильня на участке своими руками

При несогласии с информацией в акте сверки ставится подпись и отметка «Ознакомлен». Возражения указываются прямо в акте или составляются отдельным документом, направляемым второй стороне. При отказе подписать документ на нем ставится соответствующая пометка.

Акт сверки – основа для будущего перерасчета оплаты за теплоснабжение. При его составлении следует проверить правильность указания всех цифр и даты.

Правила коммерческого учета тепла позволяют потребителям и сетевым компаниям дополнительно контролировать друг друга. Для этого на коммуникациях располагаются параллельные приборы. Делается это с обязательным извещением второй стороны.

Параллельные узлы учета размещаются на участках, на которых можно вести коммерческий учет. Инициаторы установки таких приборов отслеживают их показания. Если в течение расчетного периода от 1-го месяца наблюдаются различия в данных с основных и дублирующих счетчиков, то от второй стороны можно потребовать внеочередной проверки.

Коммерческий учет может вестись и в расчетном порядке. Он допускается в нескольких случаях:

  • в контрольных точках нет основных приборов;
  • у потребителей есть в собственности необходимые устройства, но они не передали сведения с них в предусмотренные договором сроки;
  • основной прибор неисправен;
  • поставка тепловой энергии происходит в бездоговорном порядке.

Определение объема потребления тепла

Количество поставленного ресурсоснабжающей организацией теплоносителя представляет собой сумму показателей по нескольким трубопроводам:

Высчитывается этот объем ресурсоснабжающей организацией на основании показаний счетчиков отопления для квартиры за расчетный период. Иногда для определения объема поставляемого тепла замеряется температура холодной воды в источнике. В этом случае в вычислитель можно ввести соответствующий показатель как константу. Потребляемый объем здесь периодически пересчитывается в зависимости от изменений фактической температуры. В течение года разрешается ввести нулевой температурный показатель.

Фактическая температура определяется с учетом сведений о среднемесячных величинах в источниках тепловой энергии. Эта информация предоставляется их владельцами. В сети одного поставщика фактическая среднемесячная температура остается одинаковой для всех пользователей. Пересчет выполняется с той регулярностью, которая установлена договором.

Фактическая температура для ГВС устанавливается организацией, которая обслуживает центральный тепловой участок. Это делается путем замера холодной воды прямо перед ее подачей на нагреватели. Периодичность пересчета также прописывается в договоре.

Как вести журнал учета тепла в МКД

При наличии в многоквартирном доме общедомового счетчика тепла УК или ТСЖ каждый месяц снимает его показания. Делает это исполнитель коммунальных услуг с 23 по 25 число. Сведения заносятся в специальный журнал учета, который управляющая организация по Правилам коммерческого учета тепловой энергии должна вести в обязательном порядке.

У владельцев квартир есть право на запрос сведений о показаниях общедомовых счетчиков. Они таким образом проверяют правильность расчета начисляемых платежей. УО дается один рабочий день на предоставление запрашиваемой информации.

Сведения в журнале учета тепла в МКД сохраняются на протяжении трех лет. Исполнитель коммунальных услуг хранит в течение этого срока показания общедомовых и индивидуальных счетчиков (при их наличии).

На лицевой стороне журнала по правилам указывается:

  • название документа;
  • адрес МКД;
  • абонентский номер;
  • информация об ответственном за ведение лице;
  • телефон для связи;
  • коэффициенты, используемые для перерасчета;
  • даты начала и окончания ведения журнала.

В журнал учета тепла вносится следующая информация:

  • дата и время снятия показаний;
  • объем поставленного тепла;
  • вес носителя тепла в подающей и обратной трубе;
  • температура в подающей и обратной трубе;
  • показания таймера.

Страницы журнала нумеруются и прошнуровываются. Документ обязательно опечатывается для повышения его защищенности от подмены записей и утраты листов. Помимо необходимых показаний в журнале также обязательно отображаются все возникающие в процессе эксплуатации узлов учета проблемы с теплоносителем и неполадки счетчиков. При обнаружении поломки потребитель в течение суток должен передать информацию о ней ресурсоснабжающей организации.

Показания приборов вместе с копией журнала УК ежемесячно передает РСО. Готовый к заполнению образец журнала учета тепла в МКД приведем в качестве приложения к статье.

Требования к приборам учета. Коммерческий учет тепловой энергии.

ПРАВИЛА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ

II. Требования к приборам учета

33. Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
34. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.
Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика.
В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика.
35. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.
36. В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб.
37. Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

Читайте также:  Сочетание цветов светло фиолетовый

Проектирование узлов учета

38. Для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.
39. Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:
а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;
б) требований настоящих Правил;
в) технической документации на приборы учета и средства измерений.
40. Технические условия содержат:
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).
41. Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
42. В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.
43. При наличии вентиляционной и технологической тепловой нагрузки к техническим условиям прилагаются график работы и расчет мощности теплопотребляющих установок.
44. Проект узла учета содержит:
а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) план подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) — таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;
л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.
45. Диаметр расходомеров выбирается в соответствии с расчетными тепловыми нагрузками таким образом, чтобы минимальный и максимальный расходы теплоносителя не выходили за пределы нормированного диапазона расходомеров.
46. Спускные устройства (спускники) предусматриваются:
а) на подающем трубопроводе — после первичного преобразователя расхода теплоносителя;
б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе — до первичного преобразователя расхода теплоносителя.
47. Электронные приборы рекомендуется монтировать в отдельном щите, защищенном от постороннего вмешательства.
48. В комплекте оборудования предусматриваются монтажные вставки для замещения первичных преобразователей расхода теплоносителя и расходомеров.
49. Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.
50. Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).
В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.
51. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *