Схема с одной системой сборных шин

Необходимость соединения между собой подводящих и отводящих электроэнергию линий обусловливает применение на станциях, подстанциях, распределительных устройствах и пунктах сборных шин.

К сборным шинам присоединяют все генераторы или трансформаторы, вводы и отходящие линии. Электрическая энергия поступает на сборные шины и по ним распределяется к отдельным отходящим линиям. Таким образом, сборные шины являются узловым пунктом схемы соединения, через который протекает вся мощность станции, подстанции или распределительного пункта . Повреждение или разрушение сборных шин означает прекращение подачи электроэнергии потребителям. Поэтому сборным шинам уделяют серьезное внимание при проектировании, монтаже и эксплуатации электроустановок.

Простейшей системой является так называемая одиночная система шин (рис. 1), применяемая в электроустановках малой мощности с одним источником питания.

Рис. 1. Одиночная система шин

На станциях и подстанциях, имеющих два и более трансформатора или генератора, в целях повышения надежности снабжения потребителей электроэнергией шины секционируют, т. е. делят на две, а иногда и большее число частей. К каждой секции должно быть присоединено по возможности равное число генераторов или трансформаторов и отходящих линий (рис. 2).

Рис. 2. Одиночная секционированная система шин с межсекционным разъединителем

Секционирование шин сообщает схеме большую эксплуатационную гибкость (при выходе из работы одной секции шин отключается только часть вводов и отходящих линий).

Отдельные секции шин могут быть соединены между собой разъединителями или выключателями. При секционировании шин разъединителем последний большей частью разомкнут. При этом обе секции работают раздельно, и при повреждении одной из секций питания лишается только часть потребителей. Кроме того, при раздельной работе трансформаторов снижаются токи короткого замыкания на стороне вторичного напряжения.

В случае повреждения трансформатора его отключают и обе секции соединяют между собой разъедиителем, отключив предварительно для предотвращения перегрузки неответственные потребители.

Допустима также работа с включенным разъединителем для обеспечения равномерного распределения нагрузки между питающими линиями. В этом случае при аварии на одной из секций прекращается питание электроэнергией всех потребителей на время, необходимое для разделения секций. В случае же автоматического отключения одного из источников питания второй источник будет перегружен в течение времени, необходимого для отключения неответственных потребителей.

Читайте также:  Эквивалентная шероховатость труб это

При наличии межсекционного выключателя (рис. 3) последний может быть также при работе замкнутым или разомкнутым.

Рис. 3. Одиночная секционированная система шин с межсекционным выключателем

При работе с замкнутым выключателем его снабжают максимальной токовой защитой, которая автоматически отключает поврежденную секцию. Однако такое решение не рекомендуется, поскольку оно не дает существенных преимуществ по сравнению со схемами с межсекционными разъединителями.

Применение межсекционного выключателя рекомендуется только в тех случаях, когда он используется для автоматического включения резервного питания от другого рабочего источника и при нормальной работе электроустановки находится в разомкнутом состоянии.

При наличии на подстанции одиночной секционированной системы шин резервирующие друг друга отходящие линии следует присоединять к различным секциям шин.

Для большей надежности питания и большего удобства эксплуатационных переключений на крупных станциях и подстанциях применяют двойную систему шин (рис. 4), которая допускается только при наличии соответствующего обоснования в каждом отдельном случае.

Рис. 4. Двойная система сборных шин

При нормальной работе электроустановки одна система шин является рабочей, а другая — резервной. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительным выключателем, который позволяет осуществить переход с одной системы шин на другую без перерыва в подаче энергии, а также может быть использован в качестве замены любого из выключателей электроустановки. В последнем случае линию, с которой выключатель снят для ремонта, присоединяют к резервной системе шин и соединяют рабочую и резервную системы шин шиносоединительным выключателем.

Источники питания ИП1, ИП2 и линии присоединяются к сборным шинам с

помощью выключателей и разъединителей. На каждую цепь необходим один

выключатель, который служит для отключения и включения ее в нормальных и

аварийных режимах. При необходимости отключения, например, линии Л1

отключают выключатель В1. При ремонтах на линии в целях безопасности

разъединителем Р1 создается видимый разрыв. При выводе в ремонт выключателя

В1 после отключения его отключают линейный разъединитель Р1, а затем шинный

Таким образом, разъединители служат для создания видимого разрыва при

ремонтах и не являются оперативными элементами. Вследствие однотипности и

простоты операций с разъединителями в этой схеме аварийность из-за

Читайте также:  Как закрепить лодку на крыше автомобиля

неправильных действий с ними дежурного персонала мала.

Достоинствами схемы являются простота, наглядность, экономичность,

достаточно высокая надежность, что можно подтвердить на примере

присоединения главной понизительной подстанции ГПП к шинам

электроустановки двумя линиями ЛЗ, Л4 (рис. 3.4). При повреждении одной

линии (к. з. в точке К.2) отключаются выключатели В2, ВЗ и автоматически

включается ВС2, восстанавливая питание первой секции ГПП по линии Л4.

При к. з. на шинах в точке К1 отключаются выключатели ВС1, В5, ВЗ и

автоматически включается ВС2. При отключении одного из источников нагрузку

принимает доставшийся в работе источник питания.

Таким образом, питание ГПП в рассмотренных аварийных режимах не

нарушается благодаря наличию двух питающих линий, присоединенных к разным

секциям станции, каждая из которых должна быть рассчитана на полную нагрузку

(100%-ный резерв по сети). При наличии такого резерва по сети схема с одной

секционированной системой шин может быть рекомендована для ответственных

Цель:Изучение схемы электрических соединений на стороне 6-10 кВ

Наиболее простой схемой электроустановок на стороне 6-10 кВ является схема с одной несекционированной системой сборные шин (рис 14.1, а). Схема проста и наглядна. Источники питания и линии 6-10 кВ присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. На каждую цепь необходим один выключатель который служит для отключения и включения этой цепи в нормальных и аварийных режимах. При необходимости отключения линии W1 достаточно отключить выключатель Q1. Если выключатель Q1 выводится в ремонт, то после его отключения отключают разъединители: сначала линейный QS1, а затем шинный QS2. Таким образом, операции с разъединителями необходимы только при выводе присоединения с целью обеспечения безопасного производства работ. Вследствие однотипности и простоты операций с разъединителями аварийность из-за неправильных действий с ними дежурного персонала мала, что относится к достоинствам рассматриваемой схемы. Наряду с достоинствами схема с одной несекционированной системой шин обладает рядом недостатков.

Для ремонта сборных шин и шинных разъединителей любого присоединения необходимо полностью снять напряжение со сборных шин, т. е. отключить источники питания. Это приводит к перерыву электроснабжения всех потребителей на время ремонта.

Читайте также:  Android studio как создать приложение

При КЗ на линии, например в т. К-1 (см. рис 14.1, а), должен отключиться соответствующий выключатель Q4, а все остальные присоединения должны остаться в работе; однако при отказе этого выключателя отключатся выключатели источников питания Q5, Q6, вследствие чего сборные шины останутся без напряжения. Короткое замыкание на сборных шинах (т. К-2) также вызывает отключение источников питания, т.е. прекращение электроснабжения потребителей. Схема с одной несекционированной системой шин применяется при полном резервировании потребителей по сети, при наличии технологического резерва на электростанциях, при питании от сборных шин неответственных потребителей третьей категории.

Недостатки схемы с одной несекционированной системой шин частично устраняются путем разделения сборных шин на секции, число которых обычно соответствует количеству источников питания. На рис 14.1, б показана схема с одной системой сборных шин, секционированной выключателем. Схема сохраняет все достоинства схем с одиночной системой шин; кроме того, авария на сборных шинах приводит к отключению только одного источника и половины потребителей; вторая секция и все присоединения к ней остаются в работе.

Достоинствами схемы являются простота, наглядность, экономичность, достаточно высокая надежность, что можно подтвердить на примере присоединения главной понизительной подстанции (ГПП) к шинам электроустановки двумя линиями W3, W4 (см. рис 14.1, б). При повреждении одной линии (КЗ в т. К-2) отключаются выключатели Q2, Q3 и автоматически включается QK3, восстанавливая питание первой секции ГПП по линии W4.

При КЗ на шинах в т. К-1 отключаются выключатели QК1, Q6, Q3 и автоматически включается QК3. При отключении одного источника нагрузку принимает оставшийся в работе источник питания. Таким образом, питание ГПП в рассмотренных аварийных режимах не нарушается благодаря наличию двух питающих линий, присоединенных к разным секциям станции, каждая из которых Должна быть рассчитана на полную нагрузку (100%-ный резерв по сети). При наличии такого резерва по сети схема с одной секционированной системой шин может быть рекомендована для ответственных потребителей.

Рис 14.1. Схемы с одной системой шин

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 1032 . Нарушение авторских прав

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *