Шаровый кран без сальника

После появления шаровых кранов можно было бы подумать, что, наконец то, вопрос выбора запорной арматуры для дома, решён раз и навсегда. К сожалению, это оказалось не так – наряду с положительными качествами, шаровые краны принесли с собой, так же, и массу проблем. Простота использования шарового крана, по сравнению с вентилем, затмила его очевидные недостатки, на которые никто не обращает внимания. Кстати сказать, в Европе больше распространены вентили и коллекторы с вентилями, а не с шаровыми кранами.

Начну с положительных качеств шаровых кранов, которые не важны для рядового пользователя, но я, как работник коммунального хозяйства, не могу о них не сказать – для меня это очень важно. Прежде всего, шаровые краны здорово облегчили сантехнику обслуживание отопительных систем. Для того, кому приходилось работать с чугунными пробковыми кранами, да и бронзовыми, тоже, шаровые краны явились, просто, «манной небесной». Повернуть шток старого чугунного пробкового крана, в случае необходимости перекрыть стояк отопления, не всегда было возможно; да, что там говорить: в большинстве случаев было невозможно, а шаровые краны позволили кардинально решить эту проблему. Если раньше, иногда, из – за какого – нибудь пустяка, приходилось сливать всю воду из системы отопления (если дефект был на нижних этажах), то шаровые краны позволили отсекать дефектный участок и производить необходимый ремонт, не затрагивая работу всей системы отопления, что, особенно ценно было в зимний период. Шаровые краны позволили убрать вентили со стояковых врезок в верхних (чердачных) розливах отопления, что повысило эффективность систем отопления и, в большинстве случаев, решило проблему не работающих конечных стояков отопления.

В системах водоснабжения шаровые краны, так же, помогли, отчасти, решить проблему не перекрывающихся стояков по причине износа прокладок в вентилях. Такая помощь была весьма кстати потому, что рабочих рук всегда не хватало и прокладки в стояковых вентилях меняли только в случае крайней необходимости, когда доступ к водомеру был, по той или иной причине, затруднён; в большинстве же случаев, вода, при необходимости, отключалась в водомере на весь дом. Если для работника аварийной службы такое состояние дел было лишней помехой в работе, то для работника жилконторы, как это ни странно, отсутствие возможности перекрыть стояк при необходимости, являлось источником дополнительного заработка. Так, как из – за ветхости вентилей на стояках в подвале нет возможности перекрыть конкретный стояк и необходимо, для выполнения работы, перекрыть воду в водомере на весь дом, то работа эта «гораздо сложнее», а, следовательно, больше должна быть и оплата за отключение воды. Плюс к этому, если водомер находился в помещении, например, кафе или парикмахерской, то можно получить деньги ещё и с них, за подтяжку текущих сальников задвижек. Развал коммунального хозяйства и ветхость инженерных сетей зданий оказались выгодны на всех уровнях. Некоторые сантехники очень ревностно следили, чтобы запорная арматура была в их хозяйстве в "надлежащем виде". Несколько раз приходилось быть свидетелем, когда после устранения аварии и установки новой запорной арматуры, местный обслуживающий сантехник отворачивал головку вентиля и выбрасывал прокладку вместе с золотником; чтобы никто не смог починить вентиль.

Вывод: основное преимущество шарового крана перед вентилем – это отсутствие прокладок, требующих замены.

Недостатками являются все остальные эксплуатационные качества шаровых кранов, которые, ни в коей мере, не сможет компенсировать одно единственное достоинство. Особенно это актуально для простого обывателя – замена прокладки в вентиле пустяковое дело, а служит она очень долго и, даже, попавшие в прокладку небольшие механические частички, не являются большой помехой для использования вентиля по назначению.

Главный недостаток шарового крана – это его надёжность или, вернее, не надёжность. Вентиль может не перекрывать воду, при повреждённой прокладке, но он никогда не являлся причиной создания аварийной ситуации. Вентиля никогда не разваливались на части потому, что имеют более надёжную конструкцию – в отличии от шарового крана; корпус вентиля представляет собой монолитную конструкцию. Корпус шарового крана состоит из двух составляющих (очень редко, из трёх) и является разборным. В большинстве случаев, два элемента соединяются между собой при помощи внутренней и наружной резьбы (вроде, двух фитингов), но, крайне редко, встречается и другой принцип соединения; при котором две части шарового крана стягиваются вместе при помощи четырёх резьбовых шпилек или болтов. Я, конечно же, веду речь о конструктивных особенностях и способе сборки шаровых кранов, наиболее часто использующихся (до 1ˮ), исключительно, в мирных целях, в домашнем хозяйстве потому, что принципов сборки корпусов шаровых кранов огромное множество, но они не применяются в домашней разводке труб. Сборный корпус шарового крана и представляет основную опасность при эксплуатации. Наружная резьба корпуса крана имеет очень тонкие стенки (менее 1 мм) и очень хрупкая; к тому же, длина резьбы, в среднем, всего 6, 6 мм (кран ¾ ˮ); на этой длине помещается всего 3 – 4 нитки мелкой резьбы. Такая резьба требует к себе очень бережного отношения; поэтому, при монтаже не допустимы ни какие перекосы соединяемых элементов водопроводной или отопительной систем и требуется идеальная их соосность. Инженерные системы из полимерных труб позволяют, более – менее, удовлетворить этим техническим требованиям, а вот при монтаже трубопроводов из стальных труб, выполнить монтаж с соблюдением требований соосности всех составляющих, невозможно. Даже резьбы на фитингах, особенно стальных, не имеют идеальной центровки и не всегда позиционируются строго оси фитинга. Сварные соединения, тем более, невозможно выполнить соосно. Если толстостенные корпуса чугунных пробковых кранов или вентилей позволяли вести монтаж без всяких «нежностей», то шаровые краны без строгого соблюдения норм монтажа могут явиться причиной протечек. Плохо ещё и то, что на российском рынке присутствует масса подделок шаровых кранов, корпуса которых выполнены из какого – нибудь дешёвого металла; вроде силумина. Есть множество прецедентов, когда корпуса таких кранов, просто, рассыпались на части без всякого внешнего воздействия. К сожалению, отличить подделку от подлинника, в большинстве случаев, невозможно и только при эксплуатации начинают проявляться те или иные дефекты изготовления. Существует совершенно глупый критерий оценки качества шарового крана при покупке – сделать небольшую царапину на корпусе крана, в том случае, когда корпус крана имеет белое покрытие, и если под белым покрытием просматривается жёлтый металл, то, значит, кран качественный; ну, а все шаровые краны, имеющие жёлтый корпус без покрытия, изначально «хорошие». Почему то, в сознании обывателя, жёлтый металл всегда ассоциируется с качественным металлом – латунью или бронзой (в случае технических изделий). Отчасти это верно, но и латунь, и бронза – это сплавы различных металлов и марок латуни и бронзы великое множество. Жёлтый цвет корпуса изделия можно получить, не обязательно, используя дорогостоящие компоненты, чем и пользуются недобросовестные производители. На вере обывателя в то, что всё жёлтое – золото, здорово наживаются некоторые сети ювелирных магазинов, предлагая обменять старые золотые украшения на новые. Обывателю предлагают обменять старые ювелирные украшения, соответствующие ГОСТу, на современные, изготовленные из какого — то жёлтого металла, выдаваемого за золото; и народ несёт, меняет, да ещё и с доплатой. Так, что жёлтый металл, совсем, не показатель качества изделия и при покупке шарового крана приходится, иногда, полагаться на везение потому, что продавец сам не всегда знает все каналы поставок товара.

Читайте также:  Украшение зала к новому году в детском

Очень аккуратным нужно быть не только при монтаже шаровых кранов, но и при ремонтных работах, когда из резьбы крана необходимо вывернуть фитинг. В этом случае, так же, представляет опасность разборный корпус шарового крана и если не придерживать ключом шаровый кран за корпус, то, при разборке, может отвернуться не фитинг, а сам корпус; что происходит очень часто. Два элемента корпуса шарового крана собраны на анаэробный герметик, по – этому такое соединение, ни в коем случае, нельзя считать абсолютно надёжным и при работе необходимо соблюдать предельную осторожность.

Шаровые краны не особенно долговечны, особенно в системах отопления, и через 3 – 4 года эксплуатации начинают слегка пропускать воду после закрывания; у настоящих фирменных кранов срок эксплуатации несколько больше. Срок эксплуатации шарового крана зависит от степени кальцинирования воды (содержания в ней различных солей), которые со временем откладываются на запирающем элементе крана и, при повороте шара, царапают фторопластовое кольцо. По этой причине, шаровый кран должен обязательно эксплуатироваться или в полностью открытом, или в полностью закрытом положении; но, даже, не смотря на соблюдение этих требований, поверхность запирающего крана покрывается налётом, который работает, как наждачная бумага. О налипании солей на запирающий шар говорит сложность его поворота, при длительной эксплуатации крана без движения запирающего элемента; иной раз, приходится приложить значительное усилие для того, чтобы перекрыть воду и без какого – нибудь инструмента бывает не обойтись. Шаровый кран, ни в коем случае, нельзя использовать в качестве регулирующей арматуры; поэтому, вся регулирующая арматура и в системах водоснабжения, и в системах отопления вентильного типа.

Ещё одно слабое место шаровых кранов – сальники поворотного штока. Сальниками служат резиновые кольца, которые, по словам производителя «не бояться ни каких физико — химических воздействий и имеют продолжительный срок службы», но на практике это не так. Сальниковые колечки уже через 2 – 3 года теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность и начинают пропускать воду. Есть два вида шаровых кранов – с сальниковой гайкой и без неё. При наличии сальниковой гайки, в случае образования течи, её можно просто подтянуть; при отсутствии же сальниковой гайки замена сальникового кольца представляет из себя слишком трудоёмкую операцию и не имеет смысла – проще заменить кран на новый. При наличии сальниковой гайки и при износе резинового кольца и отсутствии нового, для восстановления герметичности можно использовать лён, Тангит, и ленту ФУМ, скрученную в жгут.

Нельзя не обратить внимания ещё на один, довольно, существенный недостаток шаровых кранов – не возможность, вернее возможность только при очень большой ответственности, заполнить пустую водопроводную или отопительную систему, открывая воду понемногу, плавно наращивая давления в системе, без гидравлических ударов. К сожалению, в большинстве случаев, шаровый кран открывают полностью или, в лучшем случае – на половину; но, даже, открытый на половину шаровый кран создаёт гидравлические удары; отсюда и сорванные гибкие подводки.

Итак, подведём итоги:

Недостатки: не надёжный сборный корпус; не долговечность и не возможность ремонта, при потере запирающих качеств; высокая требовательность к соблюдению норм монтажа и к аккуратности монтажника; трудность с поворотом шара, при попытке перекрыть воду, при длительном сроке его эксплуатации без движения; не возможность использования в качестве регулирующей арматуры; необходима большая степень ответственности и профессионализма при заполнении пустой водопроводной и отопительной систем.

Достоинства: не требуют замены прокладок, как вентили; не препятствуют потоку воды.

Список недостатков шарового крана во много раз превышает список его достоинств, а замену запирающей прокладки в вентиле, вряд ли, можно считать большим недостатком. Тему для данной статьи дала очередная авария, к тому же, статья является выражением огромного огорчения по поводу появления не качественной продукции и её фальсификации всё в большем и большем размере. Такое впечатление, что наша страна превратилась в большую помойку, куда свозят весь брак со всего мира. После прочтения данной статьи может показаться, что я ярый противник шаровых кранов, но это совсем не так – я противник не качественной, фальсифицированной продукции и меня огорчает наш убогий уровень жизни, вынуждающий покупателя экономить на всём, в том числе, покупая заведомо не качественные вещи; что бы уложиться в бюджет. В моей домашней водопроводной разводке сохранился ещё настоящий фирменный итальянский кран, который служит уже 17 лет и легко работает, и полностью перекрывает воду, и сальники не текут; но, к сожалению, всё купленное позже, приходится менять время от времени. Шаровые краны уже прочно вошли в нашу жизнь, к ним привыкли и они просты в эксплуатации, но я хочу дать вам один совет: покупайте шаровые краны только фирменные и в специализированных магазинах. Для дачи вы можете покупать краны где угодно и какие угодно, но в городскую квартиру обязательно необходимо покупать только качественную запорную арматуру, ни в коем случае, не экономя на этом.

Читайте также:  Кровать чердак в однокомнатной квартире фото

Конечно, вентили не лишены недостатков, такое, просто невозможно, но эти недостатки, всё таки, не такие серьёзные, как у шаровых кранов. Кроме замены запирающей прокладки, вентиль имеет ещё один недостаток — запирающие элементы (золотник и прокладка) имеют большую площадь, по сравнению с шаровым краном, для отложения солей. Эти соли, при вращении штока, отваливаются и если после вентиля нет фильтра, то могут стать причиной ухудшения подачи воды в смывной бачок и забивают сетки аэраторов смесителей. При наличии фильтров грубой очистки эта проблема сводится к минимуму, да и количество механических частиц не так уж и велико. После закрывания шарового крана на смывной бачок, тоже, перед присоединением гибкой подводки, необходимо всегда открыть кран и пропустить воду, опустив шланг в ведро или направив в унитаз; на запирающих элементах крана, как и вентиля, накапливается не мало грязи.

К недостаткам вентилей можно отнести ещё и потерю давления воды, в следствии поворотов потока воды, но для домашнего хозяйства это не существенно; к тому же существуют типы вентилей у которых запорный механизм расположен не перпендикулярно корпусу вентиля, а наклонно. Такая конструкция вентиля позволяет свести потерю давления к минимуму.

Вентиль можно запросто чинить и все его составляющие элементы имеют, практически не ограниченный срок службы. Конечно же, я имею в виду бронзовые вентили. Кроме замены прокладки, вентиль ещё требует, время от времени, набивки сальника. Набивка сальника – простейшая операция, по – силам каждому. Для набивки сальника используется сальниковая набивка (пенька, пропитанная специальным жиром). При её отсутствии, как и в случае с шаровыми кранами, для набивки сальника можно использовать лён, Тангит, ленту ФУМ, скрученную жгутом. Для набивки сальника, необходимо закрыть вентиль. Снять маховик и отвернуть сальниковую гайку. Под гайкой находится специальная уплотнительная сальниковая шайба, которую необходимо поднять по штоку вверх. Откроется сальниковая камера, в которую необходимо уложить небольшое количество сальниковой набивки и, поставив на место шайбу, прижать её гайкой. Не следует слишком сильно затягивать гайку потому, что при сильной затяжке, трудно будет вращать шток. Одеваем маховик на место и фиксируем винтом или гайкой (в зависимости от конструкции). Второй вариант сальникового узла, представленного на фото, без накидной гайки и набивка его ещё проще. В современных вентилях, в качестве сальникового уплотнения могут использоваться резиновые, силиконовые или полимерные кольца. Работа выполнена; можно открыть подачу воды и помыть руки.

Главным достоинством вентиля является возможность плавного наращивания давления в системе, что очень важно для продления срока её бесперебойной работы.

Спорить о том, что на самом деле лучше: вентиль или шаровый кран – бессмысленно. И то и другое хорошо при правильном использовании. Производители запорной арматуры выпускают и то, и другое, оставляя выбор за потребителем, а потребитель делает свой выбор на основании совета друзей, соседей или подсмотренных примеров разводки труб в гостиницах и других местах общего пользования.

Правильный выбор – это покупка только качественной запорной арматуры.

Доп. информация

  • Читайте также: Латунные шаровые краны: предыстория появления и материал корпуса

Что делать, чтобы не потратить деньги впустую и не купить подделку или, просто, не очень качественный и не очень надежный шаровый кран.

В предыдущей статье мы говорили о материале, из которого изготавливаются современные шаровые краны – это латунь. А сегодня, наша публикация посвящена рассмотрению конструкций сальниковых узлов латунных шаровых кранов.

Сальниковые узлы

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Ниже представлены основные конструкции сальниковых узлов.

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. Два одинаковых сальниковых кольца 4 из эластомера. Самый простой и дешевый узел.

Недостатки узла

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. Два сальниковых кольца: нижнее 4б – из FPM и верхнее 4а из NBR.

Недостатки узла

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками.

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу, что потребовало установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4.

Недостатки узла

Узел, условно, ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. элемент. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. В роли сальниковой выступает обычная гайка 3 с внутренней резьбой. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4.

Недостатки узла

Узел, условно, ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. элемент. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2.

Недостатки узла

Узел ремонтопригоден. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки.

Описание

Шток 1 вставлен снаружи и имеет прижимной буртик 6. Сальниковая гайка 3 с наружной резьбой имеет выборку под буртик штока. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2.

Читайте также:  Аквилон кондиционер инструкция по применению

Недостатки узла

Узел ремонтопригоден. Возможно выбивание штока давлением рабочей среды. После нескольких подтягиваний сальниковой гайки, шток может заклиниться об шаровой затвор.

Сальниковый узел крана Valtec Base

Самым надежным и практичным на сегодняшний день признан сальниковый узел с тефлоновым сальниковым кольцом 2 высотой не менее 40% диаметра штока, прижимной сальниковой гайкой с наружной резьбой 3 и со штоком 1, вставленным изнутри.

При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.

Схемы расположения штоков в шаровых кранах

Еще одна опасность подстерегает тех, кто выберет кран, у которого шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны – оно несет в себе опасность выбивания штока давлением рабочей среды.

Надеяться на то, что сальниковая гайка удержит шток от выдавливания, особенно не приходится, т.к. любое незакрепленное (незаконтренное) резьбовое соединение под действием продольной силы стремится к раскручиванию. Это вызвано тем, что продольная сила F на винтовой плоскости раскладывается на две взаимоперпендикулярные силы– Fp и Fn.

Сила Fn — нормальна к винтовой плоскости и взаимодействует на направляющую винтовую плоскость. То есть она задает прочность винтового соединения. Сила Fp –направлена вдоль винтовой плоскости. Именно она стремится раскрутить соединение. Препятствием к

раскручиванию является сила трения. При вибрационных нагрузках сила трения существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени

Как работает шток, вставленный изнутри корпуса

Сила, вызванная давлением рабочей среды, стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри – эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана

Как работает шток, вставленный снаружи корпуса

Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу приходится воспринимать сальниковой гайке. Здесь и начинает проявляться «эффект юлы». Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля, гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае, при малейшем скачке давления, оставшаяся в зацеплении часть резьбы будет смята, и шток будет выбит из крана.

Как работает шток со смещенным буртиком

Самым неудачным вариантом сальникового узла является такой, при котором опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой. В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента для сальникового уплотнителя. Кроме возможного выбивания штока по описанной ранее схеме, в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти уже после нескольких поджатий сальниковой гайки.

В следующей статье мы рассмотрим, что представляют собой шаровые затворы.

Такие устройства отличаются высокой эффективностью, удобством в эксплуатации и надежностью. Однако со временем кран может выходить из строя и терять свою герметичность. В подобных случаях совсем не всегда требуется полная замена арматуры. Зачастую ее работоспособность можно легко восстановить своими руками, если знать, как починить кран шарового типа. Необходимо учитывать, что ремонту подлежат далеко не все устройства. Восстановить можно только разборные устройства. Поэтому пластиковые и металлические неразъемные краны являются неремонтопригодными.

Особенности ремонта шаровых кранов

Методика ремонта шарового крана зависит от типа неисправности, с которой приходится иметь дело. Всего можно выделить три основные проблемы:

  • утечка воды на месте соединения с трубопроводом;
  • утечка воды через шток;
  • нарушение герметичности перекрытия потока — шаровый кран не перекрывает воду.

Наиболее распространенной неисправностью является утечка на месте соединения с трубопроводом. Для устранения течи часто бывает достаточно просто подтянуть накидные гайки, с помощью которых арматура подключается к трубопроводу. Также причиной разгерметизации может быть некачественно выполненная подмотка. В этом случае узел соединения необходимо разобрать и качественно собрать снова. Помимо этого, возможен износ или неплотное прилегание торцевых уплотнений крана. Их рекомендуется заменить, даже если визуально их состояние представляется еще вполне нормальным. Наиболее серьезной проблемой может быть трещина в корпусе крана. В этом случае устройство не поддается ремонту, и текущий кран придется заменить полностью.

Если кран течет по штоку, это свидетельствует об износе или повреждении уплотнительного элемента штока. Для устранения утечки нужно поменять уплотнительное кольцо. Вначале снимается рукоятка шарового крана. После этого при помощи гаечного ключа следует открутить гайку, которая прижимает сальник. Старое уплотнительное кольцо штока снимается, а на его место устанавливается новый сальник. Затем нужно снова закрутить прижимную гайку и установить рукоятку крана. Чтобы уменьшить износ уплотнительного кольца, его рекомендуется перед установкой обработать сантехнической силиконовой смазкой. Это позволит существенно увеличить срок его эксплуатации и исключит возможность появления новой течи в этом месте в течение длительного времени. Замена уплотнительного кольца обойдется недорого, но позволит полностью восстановить нормальную работу шарового крана.

Нарушение герметичности перекрытия потока — также довольно распространенная проблема при длительной эксплуатации шаровых кранов. Она проявляется тем, что в закрытом состоянии кран не может полностью перекрыть воду, она может проходить тонкой струйкой или каплями. Со временем пропускаемый напор увеличивается. Это не дает возможности нормально выполнить ремонт или замену сантехнических приборов, счетчиков, радиаторов и других устройств, установленных после запорной арматуры. Чаще всего причина проблемы заключается в том, что шар крана просто не полностью заканчивает оборот. Это происходит в результате образования на внутренних поверхностях щелочных и солевых отложений. Шаровый кран необходимо демонтировать и полностью разобрать, после чего — тщательно очистить. Затем кран собирается снова. Еще одна причина неспособности арматуры полностью перекрыть поток заключается в повреждении или износе самого запирающего элемента — шара. Эта неисправность встречается значительно реже и не подлежит ремонту. При неисправности шара необходимо заменить кран.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *