Электробезопасность ржд для локомотивных бригад вопросы ответы

Содержание

Существует 2 вида электротравм:

— местные электротравмы (ожог контактный, ожог дуговой, эл. знаки, металлизация кожи, механические повреждения и электроофтальмия)

— общие электротравмы – общие электротравмы- поражение всего организма, эл удар, сопровождающийся судорожным сокращением мышц.

Электрические удары подразделяются на:

степени — судорожные сокращения мышц без потери сознания;

степени — судорожные сокращения мышц с потерей сознания, но с сохранившимся пульсом и дыханием.

степени — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания ( или того и другого вместе)

степени — клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и пульса.

5. Первая помощь пострадавшим от электрического тока.

Первая помощь – это комплекс мер, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых немедицинскими работниками.

.Освободить от действия электрического тока.

.Вызвать скорую помощь.

.Определить состояние пострадавшего в течение 15-20 сек. для чего уложить на спину, определить наличие дыхания, пульса, сознания, проверить зрачки.

.Выполнить необходимые мероприятия в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести реанимационный цикл + ИВЛ (исскуственная вентиляция легких));

.Поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинских работников.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

Что понимается под электробезопасностью?

Кто имеет право оперативных переключений?

Освобождение человека от действия электрического тока в ЭУ напряжением до 1000В и свыше 1000В.

Меры электробезопасности при тушении пожара вблизи контактной сети.

Действие тока на организм человека.

1. Что понимается под электробезопасностью?

Электробезопасность — система технических мер и средств защиты в сочетании с организационно- техническими мероприятиями, обеспечивающая защиту людей от поражения электрическим током, воздействия электрических полей и статического электричества.

2. Кто имеет право оперативных переключений?

Оперативные переключения должен выполнять оперативный или оперативно – ремонтный персонал, допущенный распорядительным документом руководителя организации.

Освобождение человека от действия электрического тока в электроустановках напряжением до 1000В и выше 1000В?

Быстрое отключение электроустановки ( выключателем, вывертыванием предо- хранителей, разъема штепсельного соединения), принять меры обеспечивающие безо- пасность при падении, иметь на готове фонарь, перерубить провода по одному).

Меры предосторожности – самому не оказаться в контакте с токоведущей частью, с телом пострадавшего, а так же под шаговым напряжением.

Использование подручных средств (топор, доска, палка, рукав пиджака).

В ЭУ выше 1000В работать тольк о в диэлектрических перчатках, ботах и с изолирующей штангой.

Можно вызвать короткое замыкание для отключения ВЛ набросом (сеч 25 мм) выполнением надежного заземления провода.

Выносить пострадавшего из зоны растекания тока на 8 м мелкими шагами (гуськом) – опасность шагового напряжения.

4. Меры электробезопасности при тушении пожара вблизи контактной сети?

При пожаре вблизи контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, необходимо немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети и в пожарную охрану.

Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятие напряжения с контактной сети (ВЛ) и её заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети (ВЛ) и её заземление, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность пережога проводов.

До снятия напряжения с контактной сети или ВЛ, тушение горящих предметов , крыши, стенок локомотива, автомотрисы, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов ВЛ, разрешается производить только углекислотными, углекислотно – бром — этиловыми, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и ВЛ ближе 2 м. Тушение другими средствами, кроме сухого песка запрещается.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением, допускается любым огнетушителем без снятия напряжения. При этом необходимо следить чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети ближе 2 м.

Ликвидация пожара с помощью пожарного поезда на электрифицированных участках железных дорог производится только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения от представителя ЭЧ о снятии напряжения с проводов контактной сети и ВЛ на расстояние не менее 7 м, от горящих предметов и заземления их. В разрешении должен быть указан номер приказа энергодиспетчера и время снятия напряжения.

В случаях, когда прибытие представителей ЭЧ и получение письменного разрешения требует время, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается принятие указанного разрешения по радио. Допускается тушение пожара водой со снятием напряжения с контактной сети или водой без их заземления при условии, что расстояние от контактной сети и ВЛ более 7 м и струя воды не приближается к проводам ближе 2 м.

При организации тушения пожара на электрифицированных участках запрещается до снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и ВЛ ближе 8 м до их заземления.

5 . Действие тока на организм человека?

Проходя через организм человека электрический ток, оказывает следующие виды воздействия:

Электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании

Электрифицированных железнодорожных путей

Москва 2008 г.

Федотов А.А., Хананов В.В., Горожанкина Е. Н. (ЦЭ ОАО «РЖД»), Бычков А. Н. (МИИТ).

Ответственные за выпуск:

Е. Н. Горожанкина, А. Н. Бычков

Правила согласованы с Департаментом электрификации и электро­снабжения, Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, Департаментом локомотивного хозяйства, Департаментом медицинского обеспечения, Департаментом пути и со­оружений, Департаментом вагонного хозяйства, Департаментом авто­матики и телемеханики, Департаментом управления перевозками, Де­партаментом безопасности движения и экологии, Департаментом ка­питального строительства, Правовым департаментом.

Выпущено по заказу открытого акционерного общества «Россий­ские железные дороги»

© Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» 2008 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей (далее — Правила) устанавливают порядок взаимодействия между структурными подразделениями ОАО «РЖД», функциональными филиа­лами (далее — подразделения ОАО «РЖД»), технические требования к устройствам с целью обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и обязательны для выполнения всеми работниками ОАО «РЖД»
при производстве работ вблизи контактной сети и воздушных линий элек­тропередачи, воздушных линий связи, проводов линии «два провода —рельс», волноводов, усиливающих, питающих и отсасывающих линий тя­говой сети и связанных с ними устройств (далее — контактная сеть, воздушные линии (ВЛ) и связанные с ними устройства).

Читайте также:  Детские шкафы кровати трансформеры фото

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ Р М -016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 (утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации по­становлением от 05.01.2001 г. №3 и Министерством энергетики Россий­ской Федерации приказом от 27.12.2000 г. №163), Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки (МПС, утверждены 05.04.2000 г. ЦЭ-750 — далее Правила ЦЭ-750), Инструкцией по безопасно­сти для электромонтеров контактной сети (МПС, утверждена 15.06.2000 г. ЦЭ-761 — далее Инструкция ЦЭ-761), Правилами устройства и техниче­ской эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог (МПС утверждены 11.12.2001 г. ЦЭ-868 — далее Правила ЦЭ-868), Инст­рукцией по обеспечению безопасности движения поездов при производст­ве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на же­лезных дорогах» (МПС, утверждена 28.08.2001 г. ЦЭ-852 — далее Инст­рукция ЦЭ-852), Инструкцией по обеспечению безопасности движения поез­дов при производстве работ на контактной сети с изолирующих съемных вы­шек (МПС, утверждена 18.09.1999 г. ЦЭ 683 — далее Инструкция ЦЭ-683).

Каждый работник ОАО «РЖД» в случае обнаружения нарушений на­стоящих Правил или неисправностей устройств контактной сети, ВЛ и свя­занных с ними устройств, представляющих опасность для людей или дви­жения поездов, обязан принять все возможные, указанные в настоящих Правилах меры, и немедленно сообщить об этом непосредственному на­чальнику или энергодиспетчеру.

1.2. В настоящих Правилах применяются следующие основные терми­ны и сокращения.

АТП — автотрансформаторный пункт питания контактной сети на уча­стках 2×25 кВ.

Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) — сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токо­приемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются.

ВЛ (КЛ) — воздушная (кабельная) линия электропередачи, включая от­пайки.

Волновод — провод, подвешенный по опорам контактной сети или по са­мостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машини­стов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых ма­шин, мотовозов, автомотрис с дежурными по станциям и диспетчерами.

ДПР — воздушная линия продольного электроснабжения (два прово­да — рельс) на участках контактной сети переменного тока.

Дроссель — трансформатор (ДТ) — индуктивная катушка из двух по­луобмоток значительного реактивного и малого активного сопротивлений, включаемая в тяговую рельсовую сеть на электрифицированных участках для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков; одно­временно является трансформатором рельсовой цепи (питающим или ре­лейным).

ЕДЦУ — единый дорожный центр управления.

Заземляющий проводник (заземление опоры) — проводник, осуществ­ляющий металлическую связь между заземляемой конструкцией и конту­ром заземления (рельсом).

Защитное заземление — заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности.

Знаки безопасности труда — знаки, предназначенные для предупреж­дения работающих о возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещаю­щие определенные действия работающих.

Изолирующий стык — (ИС) — стыковое соединение рельсов железно­дорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга.

Контактная сеть — совокупность проводов, конструкций и оборудова­ния, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых под­станций к токоприемникам электроподвижного состава. Контактная сеть над одним путем — контактная подвеска.

КТП — комплектная трансформаторная подстанция.

Наведенное напряжение — напряжение выше 25В, возникающее вслед­ствие электромагнитного влияния на отключенных проводах и оборудова­нии, расположенных в зоне наведенного напряжения.

Неэлектротехнический персонал — производственный персонал, кото­рый в процессе выполнения работы не использует электрическую энергию: переносной электроинструмент, ручные электрические машины, перенос­ные светильники.

Нейтральная вставка — участок контактной подвески между двумя воз­душными промежутками (изолирующими сопряжениями) или секционны­ми изоляторами специального изготовления, на котором нормально отсут­ствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохо­ждении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается элек­трическая изоляция сопрягаемых участков.

Отсасывающая линия — (один из видов рабочего заземления) — про­вода, присоединяемые к средним точкам дроссель — трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую под­станцию.

ПГП — пункт группировки переключателей контактной сети.

Первая помощь — комплекс мероприятий, направленных на восстанов­ление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего.

Персонал неэлектротехнический — производственный персонал, не по­падающий под определение «электротехнического», «электротехнологиче­ского» персонала.

Персонал электротехнический — административно-технический, опе­ративный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режи­мом работы электроустановок.

Персонал электротехнологический — персонал, у которого в управляе­мом им технологическом процессе основной составляющей является элек­трическая энергия, например, электросварка, персонал, использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией установлено знание настоящих Правил.

ППП — пункт подготовки к рейсу пассажирских поездов.

ППР — проект производства работ.

ППС — пункт параллельного соединения контактных подвесок.

ПС — пост секционирования контактной сети.

ПУЭ — Правила устройства электроустановок.

ПЭ — продольное электроснабжение (ВЛ ПЭ).

Рабочее заземление — заземление какой-либо точки токоведущих час­тей электроустановки, необходимое для обеспечения работы электроуста­новки.

К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых под­станций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) АТП на участках 2×25 кВ; на участках переменного тока — заземляющие провода ПС, ППС КП, ПГП, ППП, а также КТП, питаемые от системы ДПР; соеди­нения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока — заземляющие провода защитного заземления ПС, ППС, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, относятся также к рабо­чему заземлению.

Производитель (руководитель) работ — ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

СМО — строительно-монтажная организация.

Специальный заземлитель — забитая в грунт на глубину не менее 1,0 м стальная труба диаметром не менее 50 мм или угловая сталь размером не менее 50х50 мм длиной не менее 1,0 м с болтовым зажимом диаметром не менее 10 мм для присоединения заземляющего проводника (ЦБТ).

Специальный подвижной состав — несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу: специальный самоходный подвижной состав (ССПС) — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов и доставки работников ОАО «РЖД» к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном ре­жиме; специальный несамоходный подвижной состав — железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, при­цепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для про­изводства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.

СЦБ — сигнализация, централизация и блокировка (ВЛ СЦБ).

Тяговая рельсовая сеть — электрическая непрерывная цепь обратных токов тягового электроснабжения, представляющая собой систему элек­трически объединенных (последовательно и параллельно) ходовых рельсов электрифицированных путей.

Фронт путевых работ — участок пути, длина которого состоит из ре­монтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведения в рабочее положение.

Электробезопасность — система организационных и технических ме­роприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опас­ного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромаг­нитного поля и статического электричества.

Электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий и вспомо­гательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в кото­рых они установлены), предназначенных для производства, преобразова­ния, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (контактная сеть, подвешенные по опорам контактной сети провода ВЛ6, 10, 35 кВ, провода системы ДПР, ВЛ напряжением до 1 кВ; ВЛ 6, 10 кВ, подвешенные на самостоятельных опорах, тяговые и трансформаторные подстанции, ПС, ППС КП, АТП, ППП, ПГП, КТП).

Читайте также:  Монтажная организация по газу

Фронт путевых работ — участок отключенной контактной сети, длина которого состоит из ремонтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведе­ния в рабочее положение.

ЭПС — электроподвижной состав.

1.3. На вновь электрифицируемых железнодорожных путях ОАО «РЖД» контактная сеть, ВЛ на опорах контактной сети и на само­стоятельных опорах и связанные с ними устройства считаются находящи­мися под напряжением с момента, указанного в письменном извещении, рассылаемом за 10 дней до подачи напряжения начальником отделения железной дороги руководителям подразделений ОАО «РЖД», о чем последние извещают всех подчиненных им работников под расписку.

1.4. Начальники отделений железных дорог, а при отсутствии отделе­ний начальники железных дорог до подачи напряжения в контактную сеть и ВЛ обязаны в границах электрифицированного участка обеспечить:

изучение настоящих Правил и проверку знаний их всеми причастными работниками ОАО «РЖД», а также проведение необходимого инструктажа в объеме согласно приложению №1 к настоящим Правилам;

подготовку поездных диспетчеров и других работников, связанных с обслуживанием устройств электрической тяги, к работе в условиях элек­трифицированных железнодорожных путей ОАО «РЖД»;

оповещение населения по имеющейся громкоговорящей связи о сроке подачи напряжения в контактную сеть, а также вывешивание в населенных пунктах в общедоступных местах (перронах, посадочных площадках, пе­реездах) и производственных помещениях плакатов и объявлений, преду­преждающих об опасности приближения к устройствам контактной сети и ВЛ, находящимся под напряжением;

уведомление о сроке подачи напряжения в контактную сеть всех струк­турных подразделений ОАО «РЖД».

1.5. Организация обучения работников и проверка знаний настоящих Правил возлагаются на руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД» и производятся в соответствии с Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда ра­ботников открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11.06.04 г. № 2529р.

Проверка знаний настоящих Правил производится при назначении на должность, а также периодически при сдаче экзаменов по охране труда. Перечень работников служб по должностям, которые обязаны знать на­стоящие Правила, дан в приложении №1 к настоящим Правилам. Руково­дители структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечивают постоян­ный контроль за обучением и проверкой знаний настоящих Правил работ­никами подразделений.

1.6. Работники структурных подразделений ОАО «РЖД», которые породу своей деятельности могут временно находиться на электрифициро­ванных железнодорожных путях ОАО «РЖД» (в порядке разового поручения), например, лица, сопровождающие холодные локомотивы, путевые и другие машины на железнодорожном ходу, а также перевозимые на желез­нодорожном подвижном составе и т.п., должны быть проинструктированы под роспись по месту постоянной работы о соблюдении требований электробезопасности при нахождении на электрифицированных железнодо­рожных путях.

Работники, командируемые для временной работы, например, для вы­полнения путевых, строительных и других работ, по прибытии в организа­цию (предприятие) проходят инструктаж по электробезопасности с учетом особенностей выполнения работ в месте командировки. Содержание инст­руктажа определяется инструктирующим лицом в зависимости от характе­ра и сложности работы.

1.7. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над элек­трифицированными железнодорожными путями должны быть установлены предохранительные щиты для ограждения частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением. Щиты могут устанавливаться верти­кально и горизонтально. Щиты должны иметь высоту 2 м и выступать по ширине не менее чем на 1 м в каждую сторону от находящихся под напря­жением частей. Щиты должны быть металлическими с сеткой в верхней
части с размером ячеек не более 2х2 см.

Предохранительные щиты на лестницах пешеходных мостов устанав­ливаются, когда расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее 2 м.

В местах прохода над пешеходными мостами питающих и отсасываю­щих линий контактной сети и воздушных линий сверху на мостах устанав­ливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть пол­ностью или частично металлической. На каждом предохранительном щите дистанцией электроснабжения должен быть укреплен предупреждающий знак безопасности «Осторожно! Электрическое напряжение» (рисунок 1 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. №261). Соответствующими подразделениями этот знак безо­пасности устанавливается или наносится несмываемой черной краской трафаретом также на опорах контактной сети и ВЛ в общедоступных мес­тах, на верхних частях путевых машин, дрезин, автомотрис и локомотивов.

Осмотр и необходимый ремонт предохранительных щитов во время эксплуатации производится дистанциями электроснабжения.

1.8. Демонтаж и восстановление заземлений при смене рельсов и дру­гих работах выполняются исполнителями работ, специально проинструк­тированными работниками представителем дистанции электроснабжения и под его наблюдением, а заземлений напольных устройств СЦБ — под на­блюдением электромеханика дистанции сигнализации и связи.

Рисунок 1. Знак безопасности труда «Осторожно!

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от « 29 » декабря 2017 г. № 2826р

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по предупреждению электротравматизма локомотивных бригад при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД»

Оглавление

1 Общие положения 3
2 Применяемые термины и сокращения 3
3 Основные принципы по обеспечению безопасных условий и охраны труда 4
4 Требования к работникам локомотивных бригад, допускаемым к выполнению работ в электроустановках 5
5 Основные причины травмирования работников локомотивных бригад в результате поражения электрическим током 6
6 Общие меры электробезопасности для работников локомотивных бригад при эксплуатации локомотивов или МВПС и выполнении работ на электрифицированных участках пути 7
7 Меры безопасности при подъеме на крышу локомотива, МВПС 8
8 Действия локомотивных бригад в аварийных и нестандартных ситуациях 11
8.1 Негабарит, обрыв контактной сети и ВЛ 11
8.2 Меры безопасности при устранении неисправности электрооборудования на локомотивах, МВПС в пути следования 12
8.3 Подъем на крышу локомотива, МВПС под контактным проводом в результате повреждения токоприемника или контактной сети 13
8.4 Пожар на локомотиве (МВПС) 17
9 Организация безопасного осмотра и обслуживания электроустановок и электрооборудования локомотивов (МВПС) 19
10 Основные моменты, обеспечивающие безопасность локомотивных бригад 22
10.1 Осмотрительность 22
10.2 Концентрация внимания 23
10.3 Предупреждение машинистом помощника машиниста о заезде локомотива, МВПС под контактную сеть 24
10.4 Соблюдение допустимого расстояния до контактной сети, находящейся под рабочим или наведенным напряжением 24
11 Нанесение на локомотивах (МВПС) знаков безопасности 25

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными актами по вопросам охраны труда и электробезопасности и устанавливают требования безопасности при производстве маневровых работ, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД».

1.2. Методические рекомендации предназначены для локомотивных бригад, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов и моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД».

1.3. Целью Методических рекомендаций является предупреждение электротравматизма локомотивных бригад при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД».

2. Применяемые термины и сокращения

В Методических рекомендациях использованы следующие термины и сокращения:

ВЛ воздушная линия электропередачи;
ДНЦ диспетчер поездной;
ДСП дежурный по железнодорожной станции;
ДПР (два провода — рельс линия) – трехфазная линия нетягового электроснабжения напряжением 27,5 кВ для питания железнодорожных и районных потребителей, расположенных вдоль железных дорог, электрифицированных на однофазном переменном токе;
МВПС моторвагонный подвижной состав; моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дизель-электропоезда, электромотрисы, рельсовые автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа;
ССПС специальный самоходный подвижной состав;
ЭЧ дистанция электроснабжения — структурное подразделение дирекции по энергообеспечению — структурного подразделения Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД»;
ЭЧК район контактной сети — подразделение дистанции электроснабжения — структурного подразделения дирекции по энергообеспечению — структурного подразделения Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД»;
ЭЧЦ энергодиспетчер.
Читайте также:  Баня из пеноблоков фото с верандой

3. Основные принципы по обеспечению безопасных условий и охраны труда

3.1. Основными принципами обеспечения мер безопасности локомотивных бригад при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» являются:

принцип профилактики (предотвращения), заключающийся в постоянном (систематическом) выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику, предотвращение опасностей, ликвидацию или снижение риска;

принцип минимизации последствий неблагоприятного события, которое не удалось предотвратить, заключающийся в выполнении мероприятий постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий.

3.2. Обеспечение безопасности труда работников локомотивных бригад осуществляется при правильной организации и реализации мер безопасности, осуществлении профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

3.3. Ежегодно при проведении теоретического и практического обучения должно быть организовано изучение локомотивными бригадами приемов освобождения от действия электрического тока и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от электрического тока;

Занятия по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае должны проводить работники, обученные установленным порядком.

3.4. При соблюдении мер электробезопасности, установленных в законодательных нормативных актах Российской Федерации и ОАО «РЖД» снижается риск получения производственной травмы в результате поражения электрическим током.

3.5. Машины, аппараты, линии и вспомогательное оборудование, предназначенное для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (далее – электроустановки) должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда.

3.6. Электроустановки должны быть укомплектованы испытанными, готовыми к использованию средствами защиты от поражения электрическим током и аптечками для оказания первой помощи работникам.

4. Требования к работникам локомотивных бригад, допускаемым к выполнению работ в электроустановках

4.1. Машинисты и помощники машинистов локомотивов (МВПС) относятся к электротехническому персоналу.

4.2. Машинисты электровозов (МВПС) должны иметь V группу по электробезопасности, помощники машинистов электровозов (МВПС) — IV или V группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала.

4.3. Допускается помощнику машиниста электровоза (МВПС) с III группой по электробезопасности предоставлять права оперативно-ремонтного персонала в объёме:

осмотра электровоза (МВПС) (без открытия дверей ячеек с электрооборудованием, находящимся под напряжением);

выполнения переключений электрооборудования до 1000 В;

участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрооборудования напряжением выше 1000 В в качестве члена бригады.

4.4. Права оперативно-ремонтного персонала в электроустановках в полном объеме предоставляются при присвоении помощнику машиниста электровоза (МВПС) IV группы электробезопасности.

4.5. Помощник машиниста допускается к самостоятельной работе в качестве оперативно-ремонтного персонала после прохождения дублирования. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

4.6. Объем прав в зависимости от квалификации помощника машиниста отражается в документе по его допуску к самостоятельной работе и в списках работников по структурному подразделению по предоставлению прав оперативно-ремонтного персонала.

4.7. Машинисты тепловозов, газотепловозов, газотурбовозов, дизель-поезда и рельсового автобуса должны иметь IV группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала. Помощники машинистов тепловозов, газотепловозов, газотурбовозов, дизель-поезда и рельсового автобуса должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и право оперативно-ремонтного персонала.

4.8. Машинисты паровозов, помощники машинистов паровозов должны иметь II группу по электробезопасности, кочегары – I группу по электробезопасности (при занятости в действующих электроустановках – II группу). При отсутствии профессиональной подготовки машинисты и помощники машинистов паровозов должны быть обучены в специализированных центрах.

4.9. Машинист, имеющий два и более прав управления (электроподвижным составом и дизельным подвижным составом) или права управления дизель-поездом, имеющего систему двойного питания должен иметь V группу по электробезопасности и право оперативно-ремонтного персонала.

5. Основные причины травмирования работников локомотивных бригад в результате поражения электрическим током

5.1. Основными причинами травмирования работников локомотивных бригад при подъеме на крышу тягового подвижного состава являются:

не исполнение требований нормативных документов, регламентирующих меры безопасности при выполнении работ;

человеческий фактор (неосмотрительность, халатность, отвлечение внимания, забывчивость и усталость);

неправильное представление о габарите между крышей локомотива, МВПС и контактной сетью;

подъем на крышу локомотива, МВПС под контактным проводом;

недостаточное обучение локомотивных бригад мерам безопасности при выполнении работ.

5.2. Опасность поражения электрическим током возникает:

при подъеме на крышу локомотива, МВПС под не отключенную, не заземленную контактную сеть или под воздушную линию электропередачи (далее – ВЛ);

при неправильном действии персонала в случае обрыва контактной сети или ВЛ с замыканием на землю или заземленные конструкции и оборудование;

при несоблюдении требований электробезопасности при выполнении работ по обслуживанию электроустановок и электрооборудования локомотивов (МВПС).

5.3. Работники локомотивных бригад должны помнить основное правило «Не заземлено — значит находится под рабочим или наведенным напряжением».

Общие меры электробезопасности для работников локомотивных бригад при эксплуатации локомотивов или МВПС и выполнении работ на электрифицированных участках пути

6.1. Работы вблизи неотключенных и незаземленных контактных сетей и воздушных линий электропередачи, вблизи высоковольтного оборудования локомотивов (МВПС) должны быть организованы так, чтобы исключить риски электротравматизма работников локомотивных бригад.

6.2. В отключенных и незаземленных проводах контактной сети переменного тока и ВЛ возникает опасное для жизни наведенное напряжение.

6.3. Во избежание попадания работающих в опасную зону токоведущих частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением, запрещается подниматься:

на верхние площадки и крыши локомотивов (МВПС), вагонов, ССПС, автомотрис;

на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами;

на другие объекты, с которых возможно приближение к контактной сети и ВЛ ближе 2 метров.

6.4. На неэлектрифицированном участке объекта инфраструктуры поражение электрическим током при подъеме на крышу локомотива, МВПС, вагона может возникнуть от пересекающей железнодорожные пути контактной сети и ВЛ напряжением 0,4 – 35 кВ.

6.5. Рабочее и наведенное напряжение на контактной сети смертельно опасны для человека.

Рабочее напряжение на контактной сети постоянного тока в пределах 3 кВ, на контактной сети переменного тока – 25 кВ.

На электрифицированных участках контактной сети переменного тока в отключенной от электропитания и не заземленной контактной сети возможно образование опасного наведенного напряжения, возникающего за счет электромагнитного (электрического и магнитного) влияния контактной сети соседнего пути.

Уровень наведенного напряжения в отключенной контактной сети определяется электромагнитным влиянием оставшихся под рабочим напряжением проводов контактной сети и может достигать 10-11 кВ.

Электрическое влияние определяется уровнем рабочего напряжения в пределах 25 кВ, магнитное влияние – значением тока в контактной сети действующего пути.

6.6. В целях предупреждения электротравматизма не допускается:

6.6.1. прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;

6.6.2. приближаться к месту касания оборванного провода ближе 8 метров;

6.6.3. использовать кабель ввода локомотива пониженным напряжением при повреждении его изоляции, перебрасывать кабель через головку рельса, производить подключение при неисправном распределительном щите и наличии доступа к его токоведущим частям.

6.6.4. подниматься и производить какие-либо работы на крыше локомотива, МВПС, находящегося под контактным проводом и ВЛ, если контактная сеть или ВЛ не отключены и не заземлены.

6.6.5. производить подключение локомотива, МВПС к внешнему источнику энергоснабжения без применения электрозащитных средств: диэлектрических перчаток (прошедших испытания) и диэлектрических ковров (предварительно осмотренных на целостность).

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 2062 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *