Ящик для аккумулятора в лодку своими руками

Как вы размещаете аккумулятор в лодке? Хорошо тем, у кого на лодке предусмотрены специальные боксы под батареи со всеми удобствами, а как поступать остальным? Вероятнее всего ставить там, где есть хоть немного места, и закреплять подручными средствами.

Но есть выход получше. На самом деле даже два:

  • подставки под аккумулятор;
  • ящики для аккумуляторов.

Поставки под аккумулятор

Подставка — простейшее средство защиты. Не аккумулятора, а вашей лодки от него. Представляет из себя поддон из материала, невосприимчивого к воздействию кислоты (на случай протекания электролита.) Чаще всего конструкция включает две стойки с резьбой и перекладину. Этой рамкой аккумулятор (или аккумуляторы, если подставка предназначена сразу для двух батарей) прижимается к подставке.

Крепление может быть как стационарным, так и съемным. Во втором случае аккумулятор вместе с подставкой можно вынимать и забирать из лодки во время стоянки. Как можно понять из особенностей конструкции, подставка не защитит батарею от внешнего воздействия. Для это существуют более «продвинутые» аккумуляторные ящики.

Как можно понять из названия, ящик полностью защищает аккумулятор от воздействия внешней среды. Вода и соль не несут ничего хорошего металлическим соединениям в электрической цепи (открытые клеммы и т.п.), поэтому защищенная конструкция очень кстати. Материал, как и в случае с подставкой, позволяет защитить не только батарею, но и вашу лодку от попадания кислоты. Крепление ящиков в большинстве случаев съемное (чаще всего ременное). На коробках установлены удобные ручки, поэтому после постановки лодки на стоянку, вы можете, не прилагая существенных усилий по демонтажу, взять ящик и отнести его в багажник автомобиля. Аккумуляторы прочно закреплены внутри конструкции, поэтому даже при переноске будут находиться в нужном положении. Аккумуляторная коробка сверху закрывается специальной крышкой. В данной крышке предусмотрены специальные выемки для прокладки провода. В некоторых моделях предусмотрены внешние клеммы, поэтому после установки аккумулятора (или двух) в ящик, можно долгое время даже не заглядывать внутрь. Но наружная ручка и клеммы не единственное удобство. В более серьезных моделях представлены и другие «навороты».

Наружное гнездо прикуривателя – один из них. Очень удобен и внешний индикатор уровня зарядки батарей. А предустановленный выключатель массы позволит не покупать это устройство отдельно. Осталось упомянуть, что вес ящиков в большинстве своем незначителен, и находится в районе 1 кг.

Напомним основные преимущества аккумуляторных ящиков.

  • Защита батареи от внешней среды.
  • Защита кокпита от попадания кислоты.
  • Возможность быстрого монтажа/демонтажа аккумуляторов.
  • Удобство транспортировки.
  • Возможность покупки ящика со уже встроенными дополнительными функциями.
Читайте также:  Переделка комнаты в общежитии

Считаете, что покупка коробки для аккумулятора – это лишние траты? Практика показывает, что батареи, защищенные от воды и соли, проработают дольше. А уж убытки от пролившегося на пол электролита могут быть очень серьезные. Кроме того, покупая ящик со встроенными приборами, вы также экономите и на них. Все это дает нам основание утверждать, что покупка аккумуляторного ящика принесет только выгоду.

Как сделать ящик для эхолота своими руками? Легко и просто!

Рыбачу я давно и серьезно, и это не первый ящик для эхолота моего производства. И не первый эхолот. Просто раньше в моих ящиках не было ничего особенного, а сейчас я постарался сделать идеальный (в моем представлении) ящик.

Начинал на двухметровой лодке с эхолотом Garmin Fishfinder 140. Это был замечательный прибор, надежный и выносливый. Огромным его достоинством было исключительно низкое энергопотребление. Миниатюрный аккумулятор на 2,4 Ач я заряжал два раза в году; в первый раз весной, и пользовался им до декабря. В декабре заряжал снова и оставлял до весны. Весной операция с зарядкой повторялась. В качестве ящика я использовал кофр от старой HI8 видеокамеры Sony, выкинув из него внутренности и приспособив ремни-липучки крепления камеры для фиксации аккумулятора. В крышке было вырезано отверстие, через которое выпущен провод питания к голове прибора, собственно, на этом модернизация ящика и завершилась. Учитывая малый вес и размеры аккумулятора, ящика хватало и на эхолот, и еще на ключи для мотора, отвертку, запасную свечу, фонарик и зажигалку.

Почему не подходит этот ящик сейчас? Эхолот я поменял на Humminbird 571 HD DI, и аккумулятора 2,4Ач с трудом хватает на одну рыбалку. А одновременно появился хороший четырехтактный мотор, на который я установил генератор, и четырехметровая лодка. Отсюда новые вводные для исходного ящика:

  • Вместительность.
    Ящик должен вмещать аккумулятор на 14 Ач. Помимо самого эхолота и аккумулятора, в ящик должен помещаться ЗИП мотора: отвертка с набором бит, свечной ключ, запасные свечи, пассатижи, ключи для аварийного снятия стартера и веревка-шморгалка.
  • Грузоподъемность и жесткость конструкции.
    Аккумулятор весит чуть меньше 4 кг. С инструментами и эхолотом это 5 кг содержимого, которые ящик должен выдерживать при переноске. Помимо этого, ящик может быть использован в лодке, как подставка для ноги, или на нем может что-то лежать при перевозке в багажнике. Как самый тяжелый, ящик ставится в самый низ, а сверху могут быть уложены коробки с катушками, складные кресла, палатки, колышки и много других вещей. И чтобы не задумываться, что можно класть сверху, а что нет, нужно иметь ввиду, что ящик должен сохранить эхолот целым, даже если на него положить сверху всё вышеперечисленное.
  • Ровные стенки.
    Учитывая, что именно я собирался сделать (об этом ниже), мне не подошли 95% инструментальных ящиков, которые обычно используются для эхолотов рыбаками. У них стенки либо скошены книзу, либо имеют непонятного назначения выступы, бортики, рёбра и прочие архитектурные излишества. Я же хотел разместить на стенке ящика вольтметр, прикуриватель, гнездо USB (от него я питаю свои электрические стельки), предохранители (надо же делать всё по уму), общий выключатель, а также 16 мм авиационный разъем для входа питания с мотора и пару разъемов 13 мм — один для питания эхолота, а второй на всякий случай. Не знаю еще, для чего, но точно уверен, что второй выход обязательно пригодится.
Читайте также:  Требования к распределительным щитам

Погуляв по сайтам объявлений, я нашел несколько подходящих ящиков, самым лучшим из которых оказался раритетный ящик для компакт-дисков вместимостью 200 штук. 200 конвертов с CD-дисками весят 3.9 кг, что соразмеримо с весом аккумулятора, габариты 300*185*180 позволяют разместить внутри и снаружи всё, что я задумал. Подобные ящики можно купить в Китае, например поменьше и подешевле, или побольше и подороже.

Не прошло и трёх лет с момента публикации этой статьи, как в Китае начали выпускать готовые аккумуляторные ящики. Например:

  • только ящик без приборов, с лямкой для переноски (дешевый);
  • полностью оборудованный ящик с разъемами и приборами (дорогой).

Если вы не передумали делать ящик своими руками, приглашаю читать дальше.

Три года назад общий знакомый подсадил нас с братишкой на рыбалку. С тех пор сменили с десяток лодок разного размера, обзавелись эхолотом, лодочным мотором собственной сборки (об этом позже). И, как и у всех рыбаков, возникла проблема энергоснабжения судна.

Основное оборудование требующее питания — это эхолот, но в походных условиях, а бывают у нас и ночные выезды, возникает также необходимость зарядить телефон или подсветить место ночной остановки. Да и надувать/раздувать лодку электронасосом намного быстрее и удобнее.

На профильных форумах для рыбаков видел множество вариантов использования аккумулятора от ИБП на маломерном судне, но они все имели 1 существенный недостаток — механизм подключения оборудования к аккумулятору. Я же поставил перед собой задачу унифицировать механизм подключения — использовать "прикуривательный" разъем.

ОК, разъем есть. Куда его крепить? Примотать синей изолентой к аккумулятору? +100 к прочности, но не эстетично.

Яжинженер! Надо все это дело собрать в аккуратный корпус, чтобы провода не торчали. Тем более что между разъемом и источником тока должен быть предохранитель.

Читайте также:  Посадка газона на даче своими руками

Где взять корпус? Собирать самому? Существует готовое решение — ящик для инструмента. Требуется только выбрать подходящий.

Первый мой бокс был маленького размера и вмещал только светильник и ЗУ для телефона. А эхолот надо было таскать отдельно, что доставляло определенные трудности.

Аккумуляторы 2 по 12Ач были подарены камрадом, поэтому использовал то, что было под рукой. Можно использовать 2 по 7Ач (аналог RBC2). Они выше, но уже.

После примерки по-месту приступаем к пайке навесного оборудования: предохранители, вольтметр, разъемы и пр.

Обратите внимание: в правом отсеке перегородки обкусаны. Решено было их оттуда выпилить, чтобы увеличить полезную площадь. В левом отсеке уютно разместилось автомобильное ЗУ.

Вольтметр удобен для контроля заряда батарей, чтобы не получить неожиданный сюрприз находясь на воде. Если 10-11В под нагрузкой, значит поря заряжать.

Далее встал вопрос о креплении головной части эхолота. Есть куча приспособлений, самодельных и заводских. Но они все громоздкие и не влезут в бокс.

Нужен был прочный, компактный, бытроразъемный механизм. Магниты от HDD для этих целей подходят идеально. Выбрал самые широкие из своих запасов (я на них собираю болты от ноутбуков во время разборки/сборки для ремонта).

Итак, снова примерка по месту и установка:

Магнит был залит клеевым пистолетом, как и все остальное.

На этом фото видны предохранители: один для прикуривателя (10А), второй для электростартера лодочного мотора (30А).

Внешняя часть крепления эхолота должна быть достаточно широкой, чтобы выдерживать боковые нагрузки и не опрокидываться. Вместе с тем должна быть достаточно компактной. Поэтому просто прикрутить магнит не выход. Пришлось ограбить полку с кремами жены.

Сначала крепим магнит, потом стойки, потом все заливаем клеем.

Собрал поздней осенью, в боевых условиях еще не испытывал.

Спасибо всем, кто дочитал. Следующий пост будет о фонарях-светильниках, а потом про лодочный мотор.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *